16+
Выбирай узнал, что…
Все новости

Один театр. Арсений Фогелев о последних премьерах и новых планах

30 июня 2017 года

Один театр. Арсений Фогелев о последних премьерах и новых планах

Захватывающий театральный сезон Одного театра подошёл к концу. О самых интересных премьерах рассказал талантливый молодой актёр и режиссёр Арсений Фогелев.
Целый год Один театр радовал нас своей работой. Почти каждый вечер на его сцене мы видели прекрасные жизненные истории. В этом году репертуар театра пополнился ещё несколькими спектаклями, два из которых поставил молодой режиссёр Арсений Фогелев. По окончанию сезона он решил поделиться тем, как же создавались новые спектакли.

Арсений, какие новые спектакли вы представили зрителям в этом сезоне?
– У нас было 3 премьеры. Первым был спектакль «Тебя-2». Это не просто продолжение истории, а продолжение традиции, в которой исследуются отношения: семейные или гендерного порядка и другие. Потом совсем недавно в мае была премьера «Медеи». У нас уже был спектакль «Медея», но ещё в 2013 году. Он ушёл, потому что ведущий актёр уехал в Москву, потом мы решили, что эту историю не до конца исследовали и задумали сделать такой ремейк. Мы взяли новое произведение, пьесу Луция Сенеки и попробовали поставить древнеримскую трагедию с нашей точки зрения. И последняя премьера – это спектакль Артёма Акатова «Где-то и около» по пьесе современного драматурга, которого, к сожалению, уже нет в живых, Анны Яблонской. В этом сезоне мы постарались захватить обширный пласт – три премьеры. Наверное, у нас только в первом сезоне было такое обилие премьер.

Как зародилась идея такой оригинальной современной интерпретации «Медеи», что вас к этому побудило?
– Что меня побудило? Сюжет по центральному телевидению о женщине, матери двоих детей. Она в один прекрасный день выбросила своих детей с балкона. Вроде бы такая история, что сразу же ух, страшно. Эта история на меня повлияла. Все говорили, какая она дура и как это плохо, и они правы. Но журналисты преподносят первый пласт, потому что в трёхминутном сюжете по телевизору сложно разобрать человеческую душу. Самый простой ответ – она дура или она чокнутая, сумасшедшая. А как назвать человека, который выбросил своих детей? Но я стал думать, что же произошло с этим человеком, который на это отважился? Так возникла в голове история Медеи. Это история о том, насколько безграничны человеческие амбиции и любовь, в том смысле, в каком мы это понимаем.один театр медея

Какие трудности возникали в процессе подготовки, и как вы с ними справлялись?
- Трудностей возникало очень много, я их всех сейчас не припомню, потому что это постоянно какое-то сомнение, удачно ли это или лучше вернуть старое. Много вещей специально не было включено или было выключено из истории, много рождалось за неделю до выпуска, за три дня до выпуска, что-то новое заменяло старое. Вполне возможно, что было много решений, которые были более удачными, но они ушли по разным причинам, в том числе потому, что они на мой взгляд не подходили, хотя и были бы, возможно, с точки зрения обычного зрителя удачными. Трудности были с музыкой. Актёры научились играть на музыкальных инструментах буквально меньше чем за два месяца, научились играть довольно-таки сложную музыку. Нельзя сказать, что они играют её как асы или профессионалы, но они её играют честно, верно. Сложность, с которой мы до сих пор боремся, – многие названия непонятны, зритель захочет переспросить, а в театре такой возможности нет. Сложно было в этом плане. Работа ещё будет продолжаться.

Тем не менее, можно сказать, что многие сложности вы успешно преодолели. Например, многие зрители отметили сильный музыкальный ряд в спектакле. Расскажите, как вы подходили к выбору музыкальных композиций?
– У меня есть определённый ряд любимых музыкантов и музыкальных групп, среди которых группа «АукцЫон». Творчество этой петербуржской команды и альбом «Девушки поют», который они выпустили в 2007 году, как мне кажется, очень подходит для этой истории про женскую участь, но там есть и какие-то мужские ноты. Мы взяли несколько песен, не все, конечно. Они стали отдельным лейтмотивом, который вплёлся в эти древнеримские тексты, в этот наш мир.

Помимо постоянных актёров театра в спектакле также участвовали студенты. Расскажите, как проходил кастинг, и было ли сложно работать с начинающими артистами?
– Кастинг проходил очень просто. Я позвонил преподавателям Краснодарского университета культуры, спросил примерные типажи. Ребята пришли, ребята понравились, и мы с ними начали работать. Это молодые артисты, сейчас только второй курс заканчивают. На них, на мой взгляд, была возложена такая непосильная задача, и они, конечно же, молодцы, справились. Где-то, безусловно, ещё нужно дорабатывать, потому что спектакль – это живое действие. Спектакль изменяется постоянно.

–А каков ваш стиль работы? Вы строги на репетициях?
– Как мне кажется, мягкий, добрый. Мы актёры вообще люди такие, что к нам нужен подход. Каждому актёру своё: к кому-то нужно быть построже, к кому-то помягче, кого-то нужно гладить, причёсывать, а кого-то нужно бить, поэтому так не разобрать. Универсального подхода к актёрам, как мне кажется, не существует.
арсений фогелев

слово – это всегда очень большая ответственность. Именно поэтому очень большой риск, когда берёшь текст, не справиться, потому что слово начинает существовать отдельно от тебя

Также в этом сезоне у вас была премьера «Тебя-2». Какую роль в ней сыграл личный жизненный опыт?
– Личный опыт в актёрской и режиссёрской практике всегда играет важную роль, потому что, как правило, все опирается на твой жизненный опыт, на твоё понимание жизни. Поэтому да, личная история здесь есть, но она не напрямую личная, то есть это нюансы личные, а сама история с точки зрения драматургии новая.

Сложно ли создавать спектакли без слов и играть в них?
– На мой взгляд, слово – это всегда очень большая ответственность. Именно поэтому очень большой риск, когда берёшь текст, не справиться, потому что слово начинает существовать отдельно от тебя. Как говорится, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Текст – это всегда последняя инстанция. Жена видит, что муж изменил, но почему-то всё время спрашивает: «Ты что меня не любишь?» Зачем? Почему-то у нас всегда финальная точка – это текст. За текстом с одной стороны легко спрятаться, потому что я могу что-то сказать, и это будет как бы понятно. Я могу ничего не говорить, и это будет с одной стороны понятно, но в этом будет какая-то загадка ещё больше, потому что я же не слышал, что ты сказал, то есть я не могу точно понять твои мотивы. Хотя иногда в действиях бывает гораздо больше правды, чем в словах. По делам судят. Поэтому сценическое бессловесное действие – это кладезь. Мне нравится. Это уже мой третий опыт создания спектакля без слов.

А продолжение этой истории планируете?
– Если мы выпустим ещё продолжение, это будет иметь явно коммерческий оттенок, потому что первая история была коммерчески успешна и вторая тоже. Если будет третья, то явно будет такой «Форсаж»: «Форсаж 8», «Форсаж 9». Если будет смысл, если будут какие-то темы интересные, которые захочется именно таким языком рассказать, то, наверное, да.

Каково это вместе репетировать и выступать на одной сцене со своей женой?
– С одной стороны сложно, потому что это человек, с которым ты живёшь, который знает тебя, как облупленного. И ты этого человека знаешь, по крайней мере, больше, чем любого другого артиста на площадке. Поэтому здесь есть сложности. А с другой стороны это же самое и помогает. Иногда это величайшая радость, иногда это величайшее испытание, как и любая работа, где супруги работают вместе.

На ваш взгляд, что необходимо для построения крепкой семьи?
– Уважение. Даже нет, уважение – это какая-то крайность. Мне сегодня бабушка моей жены рассказывала историю одной семейной пары, в которой ему уже 90 лет, а ей 88. Они 67 лет прожили вместе, и это была очень крепкая семья. Знаете почему? У них все дела были поделены пополам. Они всегда всё делали вместе. Не было такого, что за детьми смотрит только женщина. Они делали вместе абсолютно всё. И ещё одно – никогда не говорить плохо про мужа или жену в присутствии кого-то ещё. Я уже подобное слышал не раз и думаю, что в этом и есть гармония. Это не то, что уважение, по-другому как любовь не назовёшь. Но это любовь в каком-то мудром понимании этого слова. Это бережность отношений. Бережность. Понимание того, что человек, который живёт рядом с тобой… Тебе его доверили, тебе этого человека нужно беречь, холить, лелеять, любить.

27 августа будет пять лет театру. Мы планируем собрать вечер под названием «Пять в одном», концепция есть, но всё будет зависеть от того, кто придёт и так далее. Надеемся всё-таки провести Фестиваль независимых театров в апреле следующего года

Арсений, играя на сцене, обращаете ли вы внимание на публику? Что в принципе думаете о сегодняшнем зрителе?
– В любом случае нельзя не реагировать на то, что происходит в зрительном зале, то есть если кто-то чихнул, я это слышу. У меня нет такого, что надел наушники и сижу тут вещаю. Существует две, как мне кажется, направленности театра. Это знаменитая четвёртая стена, когда нас никто не смотрит, здесь только мы. А второй тип, когда с одной стороны мы понимаем, что на нас смотрят, но с другой мы не должны работать на этого зрителя, не должны добиваться, чтобы он посмеялся или каких-то других таких низменных человеческих желаний, другими словами работать на аплодисменты. Я думаю, что театр – это с одной стороны искусство площадное, но служение в этом организме, скажем так, должно сводиться не к заигрыванию с публикой. Можно на сцене просто комиковать или наоборот добиваться слёз, страдать, и так ничего и не добиться в итоге, потому что ну похлопают, ну поплачут, ну посмеются, но толку никакого не будет, история никакая не попадёт ни в кого. Честно рассказанная история – это выясненные отношения на площадке, причём не понарошку выясненные, а вполне реально, то есть искры должны лететь с площадки. И только тогда, когда они летят, их возможно поворачивать в зрительный зал. Кто-то написал в комментарии к «Медеи»: «У меня такое ощущение, что я присутствую на изнасиловании, то есть меня насилуют, но самое интересное, что мне это очень понравилось». Наверно, это и есть художественность, вообще творчество в принципе. Заставлять человека задумываться над теми вещами, над которыми он порой задумываться не хочет, и вот когда он задумывается, он становится счастливым, радостным и чистым. Роль театра обращать внимание на то, кто ты есть, кто я есть, прежде всего, нужно начинать с себя.

Есть ли роли и ситуации, которые вам бы хотелось сыграть?
– Мне бы хотелось сыграть человека безответственного. Есть роман американского писателя Джона Барта «Конец пути». И там главный герой делает кучу глупостей, сожалеет о них, но ничего не может с собой поделать, потому что он человек безответственный. Там идея намного глубже, чем я сейчас говорю. Но здесь мне бы хотелось покопаться, в какой-то такой роли, потому что меня очень сильно раздражает какая-то моя безответственность.

Что нам стоит ожидать в новом сезоне?
– Виталий Борисов будет ставить спектакль по рассказам Прилепина «Ботинки, полные горячей водкой». Это уже около года в работе у нас находится. Есть огромное количество планов, но они пока ещё не сдвинуты с мёртвой точки. 27 августа будет пять лет театру. Мы планируем собрать вечер под названием «Пять в одном», концепция есть, но всё будет зависеть от того, кто придёт и так далее. Надеемся всё-таки провести Фестиваль независимых театров в апреле следующего года. Планов много.

Кстати, новый театральный сезон будет открыт 4 августа. Так что с нетерпением ждём новых душевных вечеров с Одним театром.


↑ Сейчас
Один театр. Арсений Фогелев о последних премьерах и новых планах
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года