18+

Чтобы написать отзыв, начните вводить название компании:

Например, психолог
Все отзывы о компаниях Краснодара
Написать отзыв о компани «» ← не забудьте написать отзыв.
Ваша оценка
← не забудьте поставить оценку.
Выбирай узнал, что…
Все новости

Молодежный театр. Как работали над постановкой спектакля «Звезды светят на потолке»

Интервью с Павлом Прониным, режиссером Молодежного театра: о картине «Звезды светят на потолке» и театре в целом

25 июня 2017 года

Молодежный театр. Как работали над постановкой спектакля «Звезды светят на потолке»

Автор: Ангелина Ручкина

Энергичный и жизнерадостный молодой человек — Павел Пронин - с удовольствием поделился своими мыслями о работе режиссера, роли театра и многом другом, приправляя свои рассуждения философией и самоиронией.

С середины апреля в Краснодарском Молодежном театре идет постановка «Звезды светят на потолке» по роману шведской писательницы Йоханны Тидель. Молодежный театр Краснодара первый в мире экранизировал произведение на театральной сцене. «Звезды светят на потолке» - это история о подростках для подростков. Хотя, по-моему, картину полезно увидеть и взрослым. Вспомнить былое и задуматься о настоящем.
Я побывала на премьере «Звезды светят на потолке» в Молодежном театре, оценила постановку и побеседовала с режиссером-постановщиком пьесы – Павлом Прониным. Энергичный и жизнерадостный молодой человек с удовольствием поделился своими мыслями о работе режиссера, роли театра и многом другом, приправляя свои рассуждения философией и самоиронией.

Павел, расскажите, как и почему была выбрана пьеса Тидель «Звезды светят на потолке»?
- В поисках рабочего материала, который мог бы быть интересен подросткам, я прочитал довольно большое количество российских современных пьес именно для этой аудитории (хотя они и встречаются довольно редко). Однако ничего из прочитанного не вызывало во мне потребности высказаться. И вдруг я наткнулся на роман Йоханны Тидель «Звёзды светят на потолке».
Это мощное и искреннее повествование, переданное устами 14-летней девушки (главной героини романа-прим.), вместе с тем доносящее абсолютно точное понимание и чувства человека этого возраста со множеством удивительных подробностей и неожиданных деталей. Я посчитал этот роман настолько театральным, что, казалось, он сам просится на сцену.
К тому же, я выяснил, что произведение нигде не ставилось и есть только один шведский сериал по этой книге. Это неудивительно – роман написан в форме дневниковых записей главной героини, поэтому сериальная форма кажется наиболее простой и адекватной. Но простой перенос событий на экран убил всё очарование книги. И именно за счёт театрального переосмысления этой книги и неизбежной в процессе написания инсценировки трансформации могут возникнуть новые смыслы, и родится новое самостоятельное произведение.

Какую проблему вы хотели поднять? Что рассказать зрителям?
- Во многом, ответ на предыдущий вопрос отвечает и на этот. В конце концов, это роман о том, как Йенна находит в себе силы идти вперёд и жить дальше, несмотря ни на что. Более того – и это самое важное – она находит в себе силы жить дальше именно ради своей ушедшей мамы, чью смерть она переживает в течение романа. Добавлю, что сегодня наш мир наполнен огромным количеством сложностей и проблем разного порядка. И, поддаваясь этим проблемам, существуя внутри них, в конце концов могут опуститься руки и пропадёт желание, элементарно, выходить на улицу, не говоря обо всём прочем.
И всей команде, работавшей над спектаклем, хотелось бы, чтобы каждый, посмотрев этот спектакль, понимал, что любые проблемы и жизненные ситуации преодолимы. И что надо жить. И нам следует бережно и чутко относиться к своим близким, слушать и слышать их.

В самом деле, никогда нельзя опускать руки, Павел, вы правы. Оправдала ли реакция публики ваши ожидания?
- Во-первых, в Молодёжном театре очень доброжелательная и думающая публика. Театр в городе любим и вряд ли сегодня в «Молодёжке» может выйти спектакль, который публика не примет (я здесь, конечно, не говорю о каких-то совсем безумных вариантах). С другой стороны, тема в спектакле довольно непростая, очень личная – кого-то такая близость к реальной жизни может покоробить или даже задеть. Но, в конечном счёте, реакция публики превзошла все ожидания – спектакль принят на 100%. И отдельно хочется отметить, что он с восторгом принят в том числе и зрителями 14-18 лет, подростками – а ведь именно они и должны были стать целевой аудиторией этого спектакля.

А каковы ваши впечатления от получившегося в результате спектакля? Все ли удалось в соответствии с задумкой?
- Очень трудно давать объективную оценку своему собственному спектаклю. Единственное, что могу сказать – это, что, действительно, удалось реализовать большое количество идей и замыслов, с которыми я подошёл к работе. Но многое стало плодом нашей совместной с актёрами работы, нашего общего поиска и было неожиданностью для меня самого.
К слову, о поиске и режиссерских задумках; сцена в Молодежном театре небольшая. Как вам работа в камерном пространстве?
Сцена в Театре немногим отличается от учебно-сценической аудитории 4 курса Режиссёрского факультета ГИТИСа, даже пропорции похожи. Поэтому я чувствовал себя в очень привычном пространстве. Конечно, камерность предполагает большую интенсивность действия, совершенно иной уровень игры актёров и подробности их существования, потому что на таком близком расстоянии от зрителя любая малейшая неточность разрушает «волшебство театра». Но в этом и интерес. Основная сложность камерных площадок – сложности с освещением. Световым приборам нужно определённое расстояние, определённые углы, чтобы добиваться оптимального эффекта. В камерном пространстве приходится быть изобретательным.

А мебель из ИКЕА, служившая декорациями на сцене – один из результатов изобретательности или забавное совпадение?
- Это вопрос, скорее, к художнику спектакля Ольге Галицкой. Но, разумеется, это не совпадение. Мы решили не скрывать того, что дело происходят в современной нам Швеции. И, понимая, что происходит в самой Швеции и с чем она ассоциируется у российского зрителя, мы поняли, что именно обстановка из ИКЕА придаст тот самый, нужный нам, колорит спектаклю.

Мне кажется, помимо декораций, колорит и настроение в зале в целом задает и музыкальное сопровождение?
- Я согласен с вами. Музыка важна. В этом случае я решился на небольшой эксперимент. Я предложил всем причастным к созданию спектакля принести ту музыку, которая у них ассоциируется в этим материалом, которая им кажется созвучной нашей работе. С тем, чтобы в дальнейшем использовать её в спектакле. Я очень рад, что все с готовностью откликнулись на это предложение, так что в итоге у нас набралось музыки примерно на 4,5 часа звучания. Часть из этих треков вошла в итоговую композицию. Оставшиеся мелодии звучат в зрительском фойе в то время, пока собираются наши гости.

Знаете, людям, к театральной деятельности не причастным, всегда интересно «заглянуть за кулисы», поделитесь - как проходил кастинг?
- Кастинг проходил удивительным образом благодаря замечательной лаборатории «Театр на песке», организованной творческим объединением «Премьера», в которое входит в том числе и Молодёжный театр, в Анапе в сентябре 2016 года. Занимаясь «лабораторной» работой, мы смогли посмотреть друг на друга в творческом процессе и узнать друг друга: я смотрел на актёров, а они – на меня.

Павел, а как, по-вашему, что такое театр для современного человека? Что интересно молодежи?
- Я убеждён в том, что театр для современного человека – это то же самое, что и театра 100 лет назад. И даже 200 лет назад. Это возможность здесь и сейчас пережить вместе с актёрами какие-то ситуации, радоваться или грустить с ними, как-то возвысится над бегом будней и отдохнуть душой, в каком-то смысле, очиститься. Недаром Аристотель писал в «Поэтике», что главная составляющая театрального действия – «катарсис», который можно описать как «очищение через (со-)страдание». Поэтому и интерес у нынешней аудитории тот же самый – прийти и сопережить с актёрами какие-то перипетии, наблюдать то, что уникальным образом происходит здесь и сейчас, причём в таком же виде никогда больше не повторится. Даже темы, по большому счёту остаются теми же: любовь и предательство, жизнь и смерть, долг и честь, свобода и несвобода. Даже поиск новых форм и форматов театрального существования – это неотъемлемый атрибут театра.

сегодня наш мир наполнен огромным количеством сложностей и проблем разного порядка. И, поддаваясь этим проблемам, существуя внутри них, в конце концов могут опуститься руки и пропадёт желание, элементарно, выходить на улицу, не говоря обо всём прочем

А как вы подходите к выбору темы для своих постановок?
- Мне кажется, что нельзя вот так просто взять и выбрать тему. Скорее, сами они нас выбирают. В нашей жизни, в окружающем мире что-то происходит и, естественным образом, каждый из нас откликается на эти события так или иначе. Возникает потребность высказаться. И, вот, на стыке этой потребности и прочитанного материала возникает какая-то тема, которая становится актуальной именно сегодня. Очень важно быть внимательным и чутким к себе, услышать внутренний голос.
Напоследок, немного личный вопрос, если позволите; нравится ли вам ваша профессия?
Была недавно забавная ситуация. Меня спросили актёры, с которыми я репетирую сейчас, есть ли какие-то увлечения (слежу ли я за спортом, хожу ли на рыбалку и так далее). Я ответил, что эти варианты меня не очень беспокоят. Актёры снова спросили, чем же я увлекаюсь. И я понял, что самый адекватный ответ на этот вопрос – я увлекаюсь театром. Это главный предмет моих жизненных интересов. Поэтому, естественно, моя профессия мне нравится.

Можете сказать, чем она вас привлекает?
- Ответ на вопрос, чем она меня привлекает, был бы очень коротким и глупым или длинным и скучным. Всё равно, что ответ на вопрос, за что любишь. А ни за что. Просто так люблю. Так и с моей профессией. В ней нет таких сложностей, которые были бы непреодолимы и для преодоления которых мне бы понадобилась помощь извне. Единственный момент, что это профессия довольно зависимая. Особенно поначалу. То есть, зовут, приглашают – есть работа, не зовут, не приглашают – не работаешь. И, вот, мне бы хотелось работать.


↑ Сейчас
Молодежный театр. Как работали над постановкой спектакля «Звезды светят на потолке»
Написать комментарий

Ваше имя:
Не заполняйте это поле:
Написать комментарий

Ваше имя:
Не заполняйте это поле:

Читайте также

Бузова, Бородина, Самбурская: разбираем стиль инста-див

Девушки, которые собрали в инстаграме многомиллионную аудиторию, обязаны обладать узнаваемым стилем. А вот вписывается ли этот стиль в понятия хорошего вкуса, оригинальности, чувства меры и эстетики — разбираемся здесь и сейчас.

20 ноября
«Здесь рыба есть!»: 7 мест, куда поехать на максимально крутую рыбалку

Рассказываем, где клюёт, что ловить и сколько это все стоит.

16 ноября
Питаемся правильно. Выбираем полезные и вкусные продукты

Правильное питание сегодня в тренде. Красивая фигура, отменное здоровье, блестящие волосы и ногти. Но почему у одних эффект ярче и быстрей, а у других – нет таких великолепных результатов?

20 октября
«Хайпанем немножечко!» Тест: как хорошо вы знаете модных видеоблогеров?

А вы отличите Ивангая от Руслана Усачева и Сашу Спилберг от Марьяны Ро?

15 ноября
«Собачья жизнь», «Шанс Эммы» и ещё 6 свежих фильмов про животных

Наша подборка для любителей зоологического кино

13 ноября
Wooof, Twindog и еще 6 приложений для любителей домашних животных

Даже есть подобие Тиндера для четвероногих и их владельцев!

10 ноября

Витрина

Все товары