16+
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Любить профессионально

Театр любителей театра «Шардам» готовит ряд премьер, набирает актеров и планирует открыть студию актерского мастерства

1 марта 2016 года

Любить профессионально

Признаюсь честно, на спектакль «Мыр» (сценическая фантазия по разным рассказам Даниила Хармса) в постановке труппы театра «Шардам» отправлялась с долей тревоги.
Этот поход был визитом знакомства, а тут лично для меня действует принцип «любовь с первого взгляда»: если понравится – стану поклонницей на долгие годы, нет – и не зовите больше, на второе свидание с вами не пойду. Смущало вот что: спектакль поставлен по рассказам, написанными для театра абсурда, Хармс – автор непростой. Как справится (да и справится ли вообще?) с творческой задачей коллектив, занимающийся этим видом деятельности на общественных началах. И судя по названию – «Театр любителей театра» - и вовсе самодеятельный? К самодеятельности у меня особое – настороженное – отношение. Иногда случается, что любитель даст стопятьсот очков вперед любой звезде, но чаще бывает наоборот…
Так вот. Шерховатости в спектакле есть. Как практически в любой театральной постановке. Это, если хотите, признак живого жанра. Но анализировать их – удел театральных критиков. Я же хочу дать совет зрителю как зритель: посмотреть спектакль стоит. Кстати, такого мнения, как выяснилось, придерживаюсь не только я. На этой постановке я впервые столкнулась с таким явлением, как «свой зритель спектакля». Конкретной постановки конкретного коллектива! Не исключаю, что такими поклонниками могут похвастаться и какие-то другие труппы, но повторюсь: это мое личное открытие. Как молодому коллективу за очень короткие сроки (театру чуть больше года) удалось добиться признания публики, но главное – кто он, господин «Шардам», после спектакля «Выбирай» постарался выяснить у руководителя коллектива (он же – режиссер-постановщик спектакля «Мыр») Максима Журкова. Театр любителей театра – новый термин. И несколько лукавый. В его составе в основном не энтузиасты-самоучки, а будущие или даже уже дипломированные режиссеры любительских театров – есть такая специальность в Краснодарском государственном институте культуры.

Какое-то время его худрук запрещал даже своим единомышленникам называть Шардам театром. Надо наработать планку, решить массу бытовых вопросов, структурных, финансовых. Чтобы хотя бы не было срывов спектаклей из-за банальной простуды актера. Назвать себя театром Максим позволил себе и друзьям, когда в репертуаре стало четыре спектакля, постановки стали регулярными, а дом – уютным.
- Началось это ещё во время моего студенчества, на пятом курсе. Изначально это была театральная студия с элементом работы психолога, с помощью которой студийцы раскрепощались, а спектакль не был самоцелью. Собственно постановка просто показывала – чего добились люди в результате работы над раскрепощением. Я занимался режиссурой. Студия просуществовала четыре года, но отношение к спектаклям за это время изменилось. Мне удалось перетянуть одеяло на себя – сделать так, чтобы актерское мастерство перестало быть просто механизмом для достижения каких-то целей, а давало бы и конкретный результат. Спектакль. Актеры начали приглашать на выступления знакомых, друзей. Таким образом у нас появился свой зритель. Первый большой спектакль мы поставили именно силами этой студии. По просьбам зрителей давали его раз семь. Это, кстати, тоже был Хармс.
- По поводу «кстати». Хармс, надо понимать, ваш любимый автор. Почему?
- По большому счету, из-за «Мыра», благодаря которому к ребятам пришла известность. С произведениями Даниила Хармса мы начали работать ещё в студии. И благодаря этим спектаклям прогремели. При этом сам я не очень люблю театр абсурда, предпочитаю классику, Достоевского. Но раз именно этот автор принес нам успех… Потому и решили в качестве названия театра взять один из его псевдонимов – Шардам. Только спустя какое-то время я прочитал о том, что это слово было в первом театральном опыте и самого Хармса. Первую пьеску для театра марионеток своей подруги он назвал «Цирк Шардам». С тех пор он всегда с нами, в том числе и на логотипе.
- Но вопрос названия, надо понимать, встал несколько позже. А что случилось со студией?
- Спустя четыре года наши пути разошлись, та студия продолжает существовать, и очень популярна. А я, отдохнув год, решил сделать уже свой проект. Обратился к Зое Соколовой, с которой мы начинали работу, сказал: «Зоя, я без тебя не могу!». А она мне: «Я знаю!». Нашли помещение, собрали очень сильных ребят-студийцев, которые когда-то играли в моих спектаклях. Многие из них неоднократно мне звонили, говорили, что общения, которое было когда-то, им не хватает. Финансовый вопрос решили так: если раньше они платили за занятия в студии, где в стоимость входили, в том числе, и мои услуги, то тут от оплаты я решил отказаться. Ведь это МОЯ мечта. Поэтому единственное финансовое бремя – это оплата аренды, которую поровну поделили на всех. Ребята, среди которых были и мои выпускники, будущие режиссеры любительского театра, меня поддержали. Ведь новый театр стал бы площадкой и для их профессионального роста! Любительских театров в городе практически нет, есть студии. А наш театр предоставляет им сцену, где можно ставить, экспериментировать.
- И первый спектакль был…
- … «Мыр». Перед ним я очень много говорил. На него собралось очень много моих выпускников, студийцев. Тех, кто в труппу «Шардама» не пошли, но всячески нас поддерживали. Не только морально. Кто-то средствами, кто-то стройматериалами и инвентарем, кто-то – профессиональным опытом с основного места работы, например – в строительстве. И вот, когда все было готово, мы напекли ватрушек и печенья, заварили чай и пригласили всех наших друзей на премьеру. Именно в атмосфере семейного круга мы и начали. Спектакль понравился, а вот зал – нет. С последних рядов зрителям оказалось ничего не видно. И спектакли встали ещё на месяц. По городским стройкам собрали поддоны, которые сделали основанием амфитеатра. Где могли – стулья, ковры, чтобы обстановка стала совсем домашней: пришел – разулся. Изначально планировали ещё билеты делать в виде писем от человека по имени Шардам, который приглашает к себе в гости. Пока не реализовали, но, думаю, к этой идее вернемся.
- И на какие постановки приглашает Шардам?
- Сейчас в репертуаре четыре спектакля. Две моих работы – «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша и «Мыр», одна – заслуженного артиста России, знаменитого краснодарского режиссера Владимира Рогульченко (я очень рад, что он подключился к нашей работе и поднял нам планку) «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». И есть ещё работа краснодарского поэта Юрия Наумова – моноспектакль на основе его стихов «Босикомната».
- Кто и как принимает решения о репертуаре?
- С идеями постановок авторы обращаются сами. Я слежу за художественным уровнем и принимаю решение – брать спектакль в работу или нет. Ну или с позволения постановщика влезаю в работу и немного её правлю. Потому что хоть мы и любители, но определенная планка у нас есть и ронять её нельзя. У зрителя нет снисхождения к тому, что мы любители, а не профессионалы. Он оценивает так: понравилось или не понравилось. А если он ещё и платит какую-то денежку, тогда спрос тем более строг. Мы не ставим спектакль под определенного – интеллектуального зрителя. Более того, получив опыт здесь, я понял – люди разные. И поэтому буду ставить разные спектакли. Критерий один – интересно или не интересно. В театре должны быть и комедии, пусть – артхауза или абсурда. Бытовые драмы. Хочу взяться за военную тематику (9 мая – близкая дата). Делаем наброски по Шукшину.
- Думаю, у каждого режиссера и худрука есть мечта – украсить стену за своим рабочим столом всевозможными дипломами, а в идеале – «золотыми масками». У кого-то тайная, у кого-то явная. К чему стремитесь вы как руководитель «Шардама»? Для чего вам этот театр?
- Этот театр для меня – продолжение обучения. Режиссер – по возрасту профессия немолодая. Молодым в нашей профессии является специалист 40-50 лет. То есть, в этом театре я практикуюсь и тем самым продолжаю учиться. Куда мы в итоге придем? Конечно, каждый режиссер в той или иной мере тщеславен и ждет наград для своих постановок. Я постоянно смотрю работы столичных режиссеров, получающие те же «Золотые Маски». И анализирую, к чему и как нам надо стремиться.
- Как формируется труппа?
- Как создавался костяк, я вам уже рассказал. Новичков находим в основном с помощью соцсетей. Обращаются сами. В ближайшее время планирую открыть курсы по актерскому мастерству, хотя давно этим – преподаванием - не занимался. Но надо подтянуть некоторых ребят, ну или хотя бы поближе с ними познакомиться. Кому-то предложу остаться в театре. В театре должна быть определенная палитра актеров. Иногда бывает, что для определенного материала каких-то красок не хватает. Вот эту палитру я хотел бы добрать.
- Как реагирует зритель на замену актера в спектакле?
- Замена актера в спектакле – это уже другой спектакль. Первый – фестивальный – «Мыр» был абсолютно другим. Сейчас я не замечаю, кто в постановке старенький, кто новенький, но это абсолютно другой «Мыр».
- Это на пользу спектаклю? Труппе, зрителю?
- На пользу прежде всего – актеру, особенно начинающему. Для него это зачастую как толчок в воду: можешь – не можешь – плыви. Он потом возвращается со сцены и говорит: «Ребята, я наконец-то полностью почувствовал энергетику этого спектакля. Не из зала, а со сцены. Пусть вышел в эпизоде, но я уже в команде, я в работе». А для самого спектакля это может быть опасно разрушением. Но иногда оно того стоит.


↑ Сейчас
Любить профессионально
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года